evolist (evolist) wrote,
evolist
evolist

Categories:

Р.Генон. Наука хиромантии в суфизме

Нам часто доводилось на то, насколько чуждой для жителей Запада стала сегодня концепция «традиционных наук», и насколько им трудно понять ее истинную суть. Недавно нам представился еще один случай столкнуться с непониманием в работе, посвященной Мухьиддину Ибн аль-Араби, где автор удивляется тому, что чисто духовные доктрины идут бок о бок с астрологией, наукой о буквах и числах, символической геометрией и многими такими вещами того же порядка, которые, как кажется, не имеют никакого отношения к доктрине как таковой. Имело место двойное недопонимание, поскольку собственно духовный путь в учении Мухьиддина был представлен как «мистический», в то время как он по сути метафизический и инициатический; и если действительно что-то и было «мистического», то оно бы никак не могло быть связано с теми или ины ми науками. Напротив, когда встает вопрос о духовной или метафизической доктрине, эти традиционные науки – чью значимость тот же самый автор, в соответствии с современными предпосылками, полностью отказался признать – в нормальном случае вытекают из нее в качестве приложений, подобно тому, как из принципа проистекают следствия, и, т.о., отнюдь не являясь каким-то дополнительным или чужеродным элементом, они составляют неотъемлемую часть «тасаввуфа», т.е. совокупности инициатических наук. 

Сегодня большинство этих наук совершенно не известно на Западе, а что касается остальных, то о них известны лишь разрозненные обрывки, зачастую деградировавшие настолько, что они стали не более чем практическими «рецептами» или «методами гадания», совершенно лишенными какой бы то ни было доктринальной значимости. Как пример того, насколько далек от реальности подобный подход, мы дадим несколько указаний, касающихся науки хиромантии (ильм аль-кафф) в Исламском эзотеризме, которая в любом случае составляет лишь малую часть того, что за нехваткой более подходящего термина можно назвать «физиогномией», хотя этим словом не полностью охватывается соответствующее арабское понятие «ильм аль-фираса». 

Наука хиромантии, как бы странным это ни могло показаться тем, кто никогда не сталкивался с подобными вещами, в своей исламской форме напрямую связана с наукой о божественных именах: расположение основных линий на левой руке напоминает число 81, в то время как на правой – число 18 [в арабском написании – evolist], что в сумме дает число 99 – количество атрибутов Аллаха (сифатият). Что касается самого имени «Аллах», то оно образуется следующим образом: мизинец соответствует алефу, безымянный палец – первому ляму, средний и указательный – второму ляму, удвоенному, а большой – ха; отсюда берет свое начало широкое использование руки в качестве символа в исламских странах (вторая причина связана с числом пять, откуда имя «хумс», которым иногда наделяется эта символическая рука. Тем самым, становится понятным стих из книги Иова: «Он полагает печать (хатем) на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело его» (Иов, 37:7); и можно добавить, что это некоторым образом связано с существенной ролью, которую играет рука в обрядах благословения и освящения. 

С другой стороны, соотношение различных частей руки с планетами более менее известно и сохранилось даже в западной хиромантии, хотя и в таком виде, что в ней нельзя видеть что-либо большее, чем удобные обозначения, хотя в реальности этим соответствием устанавливается прочная связь между хиромантией и астрологией. Более того, каждой планетой в качестве ее «полюса» (аль-кутб) руководит один из главных пророков; а качества и науки, более присущие каждому из этих пророков, также имеют отношение к соответствующим астральным влияниям. Перечень семи небесных «актаб» (множественное число от «кутб») таков: Адам, небо Луны (аль-Камар); Иисус, небо Меркурия (аль-Утарид); Иосиф, небо Венеры (аз-Зухра); Идрис (Енох), небо Солнца (аш-Шамс); Давид, небо Марса (аль-Миррих); Моисей, небо Юпитера (аль-Барджис); и Авраам, небо Сатурна (аль-Кайван). 

Адам связан с земледелием (ср. Быт. 2:15): «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его»; Иисус связан со знанием чисто духовного порядка; Иосиф – с красотой и искусствами; Идрис – с «промежуточными» науками, т.е. с науками космологического и психического порядка; Давид – с наукой управлять; Моисей, с которым неразрывно связан его брат Харун (Аарон) – с религиозными вопросами в их двойном аспекте законодательства и поклонения; и Авраам – с верой (это соответствие с седьмым небом должно быть сопоставлено с тем, что мы отмечали в связи с Данте и семью ступенями инициатической лестницы). 

Далее, остальные пророки, как известные (т.е., названные по имени в Коране – всего 25) и неизвестные (все прочие, число которых, согласно традиции, 124 тысячи) также распределены между главными пророками на семи небесных сферах. 

Девяносто девять имен, выражающие божественные качества, также распределены в соответствии с септенером: 15 приходятся на сферу Солнца, по причине его центрального положения, и по 14 – на все оставшиеся шесть сфер. Изучение знаков на частях рук, соответствующих каждой планете, показывает, в какой пропорции (s/14 или s/15) некто обладает качествами, соотнесенными с каждой из них; сама по себе пропорция соответствует одному и тому же числу (s) божественных имен из числа тех, что относятся к той или иной планетарной сфере; а сами эти имена выводятся путем длительного и сложного вычисления.
Можно добавить, что помимо собственно руки, область запястья соответствует двум высшим небесам, небу неподвижных звезд и эмпирею, что вместе с семью планетарными небесами дает число 9. 

Более того, двенадцать зодиакальных знаков (бурудж) расположены в различных частях руки и связаны с планетами, «домами» которых они являются (по одному знаку для Солнца и Луны и по два для каждой из оставшихся планет), а также к шестнадцати фигурам геомансии (ильм ар-рамль), поскольку все традиционные науки тесно взаимосвязаны. 

Изучение левой руки показывает «природу» (ат-табийя) человека, т.е. совокупность намерений, желаний и способностей, составляющих его внутренние характеристики. Правая рука демонстрирует его приобретенные качества (аль-иктисаб), и поскольку они постоянно меняются, их считывание, при проведении тщательного исследования, должно проводиться каждые четыре месяца. Данный период в четыре месяцы составляет законченный цикл, в смысле соответствия зодиакального знака снова тому же элементу, что и в начале отчета, где порядок соответствий, как известно, следующий: огонь (нар), земля (тураб), воздух (хава), вода (ма). Тем самым было бы ошибочно считать, как делают некоторые, что рассматриваемый период должен ограничиваться тремя месяцами, что соответствовало бы определенному времени года, т.е. части годичного цикла, которая сама по себе не является законченным циклом. 

Эти краткие замечания демонстрируют то, как традиционные, учрежденные на регулярной основе науки приложены к принципам доктринального порядка и полностью им подчинены; в то же время, они могут служить иллюстрацией той истины, столь часто утверждавшейся нами, что подобная наука строго привязана к определенной традиционной форме, так что за пределами предназначенной для ее использования цивилизации она будет крайне неэффективна. Здесь, к примеру, соображения насчет божественных имен и пророков, на чем и базируется все остальное, неприложимы к неисламскому миру, точно также как и ономантические вычисления, проводимые сами по себе или как элемент составления гороскопа в определенных астрологических методиках, пригоны лишь для арабских имен, где буквы имеют фиксированные числовые соответствия. При таком случайном применении всегда всплывает вопрос адаптации, делающий невозможным перенос этих наук в том виде, как они есть, из одной традиционной формы в другую; без сомнения, это одна из основных причин, почему эти науки настолько недоступны пониманию тех, кто, подобно представителям современного Запада, не находит им эквивалента в своей собственной цивилизации.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 25 comments